Страницы Айдына Али-заде

Заратустра был азербайджанцем или казахом?

2 мая 2012 г.

Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.
(из афоризмов И.Ильфа и Е.Петрова)

Айдын Ализаде (А. А.): Говорил я недавно с одним азербайджанским чиновником по поводу одной статьи другого азербаджанского чиновника, который в своей статье назвал Зороастра великим азербайджанским пророком. Сказал я ему, что в мировой науке такое утверждение просто курам на смех. Ну, во-первых, существование Зороастра совершенно не факт. Во-вторых, есть разные версии происхождения Зороастра. В том числе о том, что он был родом из Центральной Азии. Ну а в-третьих, такая национальность как "азербайджанец" даже в наше время под вопросом, уже не говоря о столетиях назад, когда этого понятия не было. Но он мне ответил, что все сказанное мной не имеет значения в Азербайджане. Ведь у нас уже "устоялось" мнение о том, что он был азербайджанцем. А раз у нас устоялось и об этом говорили различные наши чиновники, то для нас он азербайджанец. И так надо представлять нашему народу. Какая разница, что думает остальной мир?

Айдар Ергали (А. Е.): По нашим данным он был казахом.

А. А.: Как мы с вами похожи. Сразу видно, что все мы тюрки, методы одни.

А. Е.: Да. Но мы тюркее! Вот почитайте, почище азербайджанца Заратустры будет!

А. А.: Айдар, но у нас тут еще армянская проблема существует. Как только задаешь подобные этому вопросы, сразу говорят, что раз ты сомневаешься в "устоявшемся" мнении, то значит ты подыгрываешь армянам, которые задают точно такие же вопросы. А раз ты им подыгрываешь, значит и ты армянин. Ну вот и получается, что я становлюсь армянином.

А. Е.: У нас тоже есть армянский вопрос. Он, кажется, везде есть. Вот армяне считают, что пророк Ной, высадился на горе Арарат, стало быть был армянином. Но этого не может быть, поскольку на данный момент достоверно известно, что он был казахом, и высадился в составе делегации других казахов на горе Казыгурт в южноказахстанской области. Это убедительно доказано казахскими учеными и подтверждается многочисленными рассказами очевидцев, а также наличием монумента на вышеназванной горе.

А. А.: У нас тоже считают, что Ной был азербайджанцем, вернее Нахчиванцем. Его корабль приплыл в Нахчивань. И на самом деле Нахчиван это Нойчиван.

А. А.: Да, а что еще делать? Остается только воскресить самих Зороастра или Ноя и задать им вопросы о том, были ли они азербайджанцем или казахом.

Диас Медеушеев (Д. М.): Сегодня существует очень много исторических и не очень истор. личностей, на которых претендуют разные нации. Мы живем в цивилизованный век и нет смысла решать вопрос пустыми разговорами, надуманными доводами, сомнительными фактами.
Мне кажется надо нам, как культурным нациям, решить эти вопросы раз и навсегда. Лучше всего подходит форма тендера, или можно аукциона. Смотрите как чудно звучит:
Выставляется лот Заратустра, он же Заратуштра, он же Зороастр. Примерно 6-5 вв. до н.э. Вот г-н иранец делает ставку. Кто больше г-да?
Так понемногу распродали бы бренды, закрепили права и нет пустой болтовни. Кстати, я бы лично поучаствовал в организации таких торгов.

А. А.: Отличная идея Диас. Можно еще решить вопросы путем СМС. Кто больше послал, значит Заратустра его.

Д. М.: Если решать вопрос в такой форме, то этого могут не признать чиновники наших стран. А история - это то, что признали чиновники. Проведешь СМС-голосование, выявишь победителей, а споры останутся. Надо аукцион или тендер на международному уровне. Да и денег можно собрать.