О том, как я популярно разъясняю студентам философскую терминологию

8 ноября 2012

Не могут наши преподаватели найти правильную методику преподавания философских терминов. Поэтому никто их не понимает и все отмахиваются при одном только упоминании слова «философия». Насколько мне приходилось общаться с различными людьми, почти все они говорят, что когда-то проходили философию в ВУЗах, но так ничего не поняли, так как преподаватель говорил на непонятном для них языке. В конце концов, в конце семестра либо смогли умело списать, либо договориться с преподавателем и получить оценку. И что толку? Такая вселенская мудрость уплыла от них. И этот преподаватель виноват в том, что не сумел простыми категориями объяснить все это людям, чтобы они задумались о бытии, своем существовании, окружающем их мире. А может быть, что этот преподаватель сам не понимает свой предмет и калечит людей, лишая их правдивого и истинного слова, которое может открыть для народа путь к мудрости. Такое тоже бывает.

Исходя из всего сказанного выше, я всегда с большой ответственностью подхожу к преподаванию предмета философии и других гуманитарных дисциплин, которые мне иногда приходится преподавать. Ведь я отвечаю за формирование мировоззрения молодежи. Послабления, которые могут себе позволить математики, биологи, химики и т.д. я, преподаватель философских наук не могу себе позволить. Ну что будет, если студент не изучит какую-то математическую формулу или химическую реакцию? Ничего страшного. А вот если он не сумеет понять категории философии, то это повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Он будет думать, что что-то понимает, но на самом деле ничего не поймет и так останется блуждать в темноте.

Но я ничего не могу поделать с тем, что наши учебники по философии тоже написаны таким языком, что не то, что студент, но даже я сам – доктор философских наук их сразу не понимаю. Вместо простого изложения везде нарываюсь на громоздкие и сложные словесные и мыслительные конструкции, что дает мне повод усомниться в том, владеют ли авторы этих книг тем материалом, который они так сложно излагают в книгах?

Именно поэтому я, никогда не отсылаю студентов к учебникам, а разъясняю им философскую терминологию в самых доступных для их понимания выражениях. Ведь надо поставить себя на место 18-21-летнего юноши и говорить на понятных его воображению словах, а не на страшных специализированных философских категориях. Вернее объяснять эту страшную терминологию самыми простейшими словами, которые соответствуют миропониманию и пожеланиям молодежи.

Вот совсем недавно мне пришлось вести курс лекций по одной гуманитарной дисциплине студентам одного из университетов. И там мне пришлось разъяснять идеи Платона и Плотина. Я рассказал о том, что они оба разделяли мир идей и материальный мир. В идее все правильно верно, но в реальном мире все обстоит по-другому, так как он является искаженным отображением мира идеального. А возможно даже он является полным небытием. Идея всего того, что есть в материальном мире, находится в мире идеальном.

На следующем занятии я провел семинар по этой теме и увидел, что большинство студентов не поняли, о чем вообще ведется речь. А другие просто зазубрили из книг идеи Платона и Плотина и говорили о них, не понимая их суть.

Увидев это, я прервал семинар и еще раз провел ту же лекцию, но на другом языке. Я сказал им: «Ребята, вы не поняли что такое мир идей и их отображение в материальном мире? Так ведь это же просто!». После этого я обратился к одному молодому человеку, который никак не мог рассказать мне тему. Я ему сказал: «У каждого из вас, в том числе и у тебя, есть некие представления о совершенном. Вот, к примеру, ты, чувак, мечтаешь о какой-то супер чувихе. Ты себе представляешь ее с совершенной фигурой, четкими формами сисек, талии и попки. Ты нарисовал себе ее волосы, глаза. Но и это еще не все. Ты мечтаешь, чтобы у нее была квартира и родители при деньгах. И чтобы ты женился на ней и каждую ночь трахал писанную красавицу, которая давала бы тебе такое же наслаждение, как проститутка. Но вне тебя, чтобы они была целомудренна и верна тебе. При этом ты хочешь, чтобы ее родители оплачивали все твои расходы, поставили тебя на ноги и помогли устроиться на доходную работу, чтобы ты мог грабить народ и за счет него нажить себе состояние. Вот все это и есть идеал, о котором говорил Платон, а Плотин вообще возвел мир идей в ранг второй ипостаси после божественного начала. То есть это совершенство, это то, что ты нарисовал и это твоя мечта.

Теперь, молодой человек, проходит время и ты вроде бы нашел, как ты думал, свой идеал. Ты нашел подходящую девушку. Вроде все при ней и родители при деньгах. Но женившись на ней, ты вдруг видишь крушение своих надежд. Она, оказывается, затягивалась и ее фигура отнюдь не так идеальна, как тебе казалось ранее. Оказывается у нее не такая тонкая талия, невзрачные сиськи и непривлекательная попка, когда она при тебе раздевается. Во время секса она не доставляет тебе никакого удовлетворения и ты даже жалеешь, что занимался этим с ней. А потом ты поймешь, что вдобавок она тебе наставляла рога. Ее родители вроде бы при деньгах, только толку от этого тебе нет. Да, тебе что-то перепадает от них, но у них нет такого веса, чтобы устроить тебя на работу, при которой ты стал бы грабить народ. И все остальное в таком роде. И все это стало ввергать тебя в уныние и понял ты, что на самом деле ты так и не нашел свой идеал. Остался он только в твоем воображении. И получилось, что это и есть та самая несовершенная реальность, этот мрак материального бытия, о котором говорили Платон и Плотин.

Сказав все это, я обратился к аудитории и спросил: «Всем понятно?». Студенты ответили, что все им стало ясно. Ну, тогда я сказал им, чтобы еще раз подготовились к семинару и я выставлю им оценки. И действительно, когда я пришел на семинар в следующий раз все студенты отлично рассказали мне те философские категории, которые я разъяснил им на прошедшем занятии.

Практикуя именно такой стиль изложения философского материала, я убеждаюсь в том, что молодые ребята начинают вникать в предмет и ведут дискуссии со мной по всем темам. От этого я получаю глубокое удовлетворение. Ведь этим самым я открываю им путь к мудрости, до которой некоторые из них смогут дойти в будущем.